Анатолий Мигов (micoff) wrote,
Анатолий Мигов
micoff

Categories:

Журналюги VS говноблогеры. Найди отличия.

Почему журналисты не успешны в блогерстве? Никогда не задумывались?

Ведь это люди, которые умеют не только профессионально работать со словом, но и владеют технологиями поиска и подачи «жареных» фактов, а также рецептами приготовления острых «блюд».

Вот Владимир Соловьев. Собирал перед телевизором сотни тысяч (а может быть и миллионы) зрителей. Сейчас упорно ведет блог на мейл.ру. Но как блогер сильно уступает людям, никогда не имевшим отношения ни к литературе, ни к СМИ. Наталья Радулова из Известий, она же radulova, 12-е место в рейтинге Яндекса. Сергей Стиллавин, он же stillavin – популярный шоумен и журналист – 24 место.
Я назвал самых известных в блогосфере «работников пера и топора». А сколько продвинутых уважаемых в своем кругу журналистов скромно прозябают на задворках блогосферы…

Что не так? В чем принципиальные отличия текстов для блога от текстов, которые пишутся для СМИ? Я попытался найти ответ на этот вопрос.

На своем тренинге, который я веду в реале, или на онлайн-курсе в жж, я обучаю нескольким основным принципам хорошего текста для СМИ:

1. СТРУКТУРА. Текст должен быть жестко выстроен.

2. ИДЕЯ. Четко изложена какая-то мысль, желательно оригинальная.

3. КОРОТКО. Никакой воды, топтания на месте, литературщины.

4. ПРОСТО. Минимум цифр, терминов, шаблонов и штампов.

5. КНОПКИ. Набор штучек, заставляющих читателя эмоционально реагировать.

6.ЗАГОЛОВОК. Простой, эмоциональный, побуждающий читать текст.


Хорошо. А чем же это не подходит для блога? Почему, текст, реально выстроенный по этим принципам, не работает в качестве поста?

Или работает? Кто-нибудь пробовал это сделать? Я пару раз постил свои тексты, которые успешно публиковались в нескольких электронных и печатных СМИ. Какой эффект? Комментариев было меньше, чем к посту из трех предложений «Я вчера опоздал на работу. Начальник на меня накричал. Как мне быть?». Ну или что-то вроде того…

Ладно, пора и мне прекратить топтаться на месте и двинуться дальше в стиле коротко и просто.

ИТАК.

Все тексты для блога (я говорю об авторских текстах) я выделил в четыре группы:

1. ОПТИМИЗИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ.

2.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ.

3. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ.

4. ПРОЧИЕ ТЕКСТЫ.


К текстам каждой группы нужен свой, особый подход.

ОПТИМИЗИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ.

Главная цель – понравиться не своим френдам, а поисковому роботу Яндекса, чтобы он ставил текст на первую страницу в выдаче по ключевым словам. Зачем это? Кто-то, не из жж, вас заметит и зайдет, заинтересуется вашим товаром или услугой, которые вы продвигаете.

Здесь надо забыть обо всех принципах хорошего текста, но помнить одно: в тексте, заголовке и в тегах должны быть одни и те же ключевые слова. Вот пример http://micoff.livejournal.com/67253.html. Заголовок «Как и сколько можно заработать на блоге?», в тегах «как заработать на блоге», в тексте «заработать на блоге, заработать на блоге, заработать на блоге,…». Главное выбрать правильные ключевые слова – популярные запросы в поисковиках. Вот этот сервис http://wordstat.yandex.ru/ здорово в этом помогает.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ.

Это тексты с какой-то важной, справочной информацией. Что пригодится вашим друзьям не только сегодня, но и завтра. Они занесут это в избранное и будут время от времени приходить к вам. Или перепостят в свое блоге. Или кто-то даст ссылку на этот ваш пост.

Вы уже поняли, что здесь также не имеют никакого значения идеи, кнопки, оригинальные заголовки и т.д. Значение имеет важность и полезность информации. Например, сайт http://htmlka.com/, куда многие из нас постоянно ходят за html-тегами. Пример познавательного текста в моем блоге http://micoff.livejournal.com/34750.html - работа с оформлением картинок в текстах. Вот этот, данный пост, который вы читаете, – тоже пример познавательного текста. Правда, заголовок здесь оригинальный, а лучше было бы поставить простой, что-то вроде «Отличие текста для СМИ от текста для блога». Пользы от простого заголовка было бы больше, но любовь к дешевым эффектам – тяжелое наследие журналистского прошлого.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ.

Фактически, это та самая статья, о принципах составления которой мы говорили. Здесь важны все эти шесть инструментов – от структуры до заголовка.

Социальные тексты надо писать. Именно они создают популярность и авторитет блогеру. Это самый важный вид текстов. Их трудно писать: нужна идея, надо серьезно работать над текстом. Не каждый может выдавать их регулярно. Но вот olegmakarenko.ru пишет социальные тексты каждый день. Поэтому он один из самых читаемых и авторитетных юзеров. Если вы пишете хорошие социальные тексты, люди готовы записывать вас в друзья без всяких ответных обязательств с вашей стороны. Удачные социальные тексты попадают на различные сторонние ресурсы, а также на главную страницу ЖЖ (например, вот этот текст http://micoff.livejournal.com/72461.html висел там сутки, и в мой блог пришло много незнакомых людей).

В работе с социальными текстами очень важно учитывать вот что:

1. КОРОТКО.
Сокращайте, сокращайте и сокращайте. Никто не любит длинные тексты в блогах. Это прощают только крутым авторитетам, монстрам блогосферы и ее интеллектуальной элите.

2. НАИВНО.
Читатели ждут от журналиста, что он будет последовательным, логичным и умным. Он должен дать законченный результат анализа и расставить все точки над «i». Журналист всегда выше и умней читателя, и читатель смотрит на него снизу вверх.
Блогер не должен быть умней своего читателя. Потому что у блогера нет читателей, у него есть френды. Френд – это такой же парень как и я. У него нет никаких преимуществ передо мной. Хочу- расфренжу, хочу – забаню… Кто ты такой, чтобы учить меня? Поэтому, никогда не надо стремиться к совершенству. У вас хорошая идея: вы считаете, что преступников надо отправлять для отбывания наказания на Луну. Вы пишете об этом, но, увы, вы как-то не учли такой факт, что на Луне нет кислорода… Прекрасно! Ваши френды обратят на это внимание. Им будет чем заняться в вашем блоге: указать на вашу тупость, предложить свой вариант, поспорить с другими френдами…
Не расставляйте все акценты, дайте другим возможность поставить в вашем тексте последнюю точку. Будьте слегка наивным.

3. ПРОСТО.
В текстах для СМИ надо избегать тавтологии, и приходится постоянно искать синонимы для слов. В тестах для блога пишите ПРОСТО. Не бойтесь поставить в одном предложении три раза подряд «который». Текст не должен выглядеть литературно правильным. Простота и некоторая небрежность в тексте, «разговорность» (т.е. близость печатного текста к устному) – это создает доверительность, близость, ощущение того. что на том конце – свой парень, такой же как я.

ПРОЧИЕ ТЕКСТЫ.
Что здесь? А это лытдыбр и все остальное, что на него похоже, или все, что не похоже на предыдущие три группы текстов.
В общем-то, здесь правил нет. Главное – не утомить терпеливого и согласного почти на все френда бесконечными историями о своих походах в кино, поездках на работу, описаниями своих кулинарных способностей и рассказами о сложном устройстве собственной души.
Tags: краткий курс журналиста, работа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →