Анатолий Мигов (micoff) wrote,
Анатолий Мигов
micoff

Categories:

ЛЕКЦИЯ № 1. «Как написать статью».

Здравствуйте!

Это наше первое занятие из пяти запланированных.
Как это все будет проходить? Очень просто. Я выкладываю в своем блоге два закрытых поста. Один пост – это лекция. Второй пост – практическое задание. Вы читаете лекцию и выполняете практическое задание. Отчет о выполненном задании отправляете в комментарии к посту с практическим заданием. Сроки выполнения задания в каждом случае будут свои.
Затем я читаю ваши работы, при необходимости комментирую или прошу переделать. Затем я подвожу итоги данного этапа обучения, и мы двигаемся дальше.

Поскольку группа очень большая – около 300 человек – я не смогу прокомментировать все работы. Но буду обращать внимание на типичные и важные для всех моменты. Поэтому, пожалуйста, просматривайте комментарии, даже если они не относятся лично к вам.

Про сроки обучения я уже говорил: от 10 до 14 дней. Не думаю, что будет меньше 14 дней, а скорее всего, получится больше.

Про дисциплину: собственно все вы люди взрослые, пришли добровольно, поэтому никаких жестких правил и ограничений здесь не будет. Никто не будет отчислен за невыполнение заданий. Если кто-то из вас решит, что он не будет выполнять задание, а только будет слушать лекции – пожалуйста, я не стану возражать. У меня останется больше времени на других слушателей. Но если вы не выполните задание в срок, то проверять его я уже не стану.

Про отчисление с курса: единственная причина, по которой я могу отчислить кого-то (в смысле закрыть доступ к этим подзамочным записям) – это троллизм. Я допускаю, что кто-то мог записаться на этот курс не из желания научиться или просто узнать что-то новое, а движимый благородным порывом вывести на чистую воду «шарлатана, который обещает доверчивым людям сделать их журналистами за две недели». В принципе, мне скрывать нечего и я не против, чтобы кто-то с микроскопом исследовал мои действия и анализировал, в какой мере я шарлатан или непрофессионал. Тем более помешать этому процессу я не могу. Но предлагаю сделать это за пределами моего блога и после завершения курса. Внутри курса дискуссий на эту тему не будет.

Ну вот, собственно, организационная часть позади. Любые вопросы, которые у вас возникнут по поводу этого, а также любого другого занятия, и вообще на любую тему – пишите в комментарии к посту от 28.01.2010. «ККЖ: ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ».


ЛЕКЦИЯ № 1. «КАК НАПИСАТЬ СТАТЬЮ».

Давайте чуть-чуть шагнем назад и посмотрим, чем мы вообще тут с вами занимаемся?
Называется «Краткий курс журналиста», значит, можно так понимать, что здесь будет происходить обучение на журналиста.

Стать журналистом за 14 дней? Профанация? Шарлатанство? Если бы я обещал, что могу за две недели подготовить дипломированного журналиста, так бы оно и выглядело. Журналистов готовят на факультетах журналистики – ныне и присно и во веки веков!

У кого нет корочки выпускника журфака, тот не может быть журналистом. Как не может быть писателя без корочки выпускника института литературы, как не может быть композитора без корочки выпускника консерватории. То есть Толстой не писатель, Булгаков не писатель, Довлатов – тем более не писатель и не журналист (исключили за неуспеваемость со второго курса филфака, отделение финского языка)…

Или все же писателем можно быть без специального образования?
А почему журналистом нельзя? Очень сложная профессия в отличие от писателя? Без пяти лет специализированного обучения никак? А что вообще такое, журналист?

«Журнали́ст — человек, занимающийся журналистикой в качестве своего основного рода занятий, способствующий информационному наполнению СМИ путём сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях» (Википедия).

«…в качестве своего основного занятия…» - нет, это нам не подходит. А если вот так: «Журналистъ - редакторъ повременнаго изданія (журнала, дневника, газеты)» (словарь Михельсона). А что? Нормально! Каждый из нас редактор своего дневника – повременного издания. То есть получается, что мы уже, не по образованию, но по факту, журналисты. И все, что нам нужно, это немного улучшить свою способность «информационно наполнять СМИ». Или свои блоги. Словом, научиться (или повысить свое мастерство) писать тексты, которые кто-нибудь, кроме нас самих, будет считать хорошими (ну, или, в крайнем случае, такими, которые можно дочитать до конца).

Всяческих видов текстов в журналистике много: интервью, репортажи, очерки, информационные заметки… Нам эти тонкости сейчас ни к чему. Мы будем писать статью. Вообще-то, статья – это довольно сложная вещь. Предполагается, что там будет присутствовать анализ общественных процессов и поиск неких закономерностей… Нет, мы так глубоко копать не станем. Давайте договоримся, что статьей мы назовем текст, который не похож ни на интервью, ни на репортаж, он больше по размеру, чем новостная заметка; у него есть начало и конец, а также некая идея или мысль, которой вы хотите поделиться с миром.

Вот, например, модные авторские колонки. К какому жанру их отнести? По мне так это классическая статья, где есть начало (какой-то живой, эмоционально цепляющий эпизод) – раскрытие самой идеи, ради которой это все написано – конец (опять же живой эпизод, который подтверждает или подчеркивает вашу идею).

Вот такой классической схемы в построении своей статьи мы с вами будем придерживаться.

НАЧАЛО: яркий эпизод; нечто случившееся с вами или с кем-то другим. Это должно эмоционально зацепить читателя, побудить его к продолжению чтения.

РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ: здесь вы излагаете свою идею, мысль, это ваше послание миру. Это может быть анализ какого-то явления, а может быть просто авторский взгляд на глобальное явление или на локальную проблему.

КОНЕЦ: яркий эпизод, реальный или полупридуманный случай, эмоциональная история, которая подчеркивает вашу идею, или показывает, как с помощью вашей идеи мир становится лучше.

Ниже пример статьи, построенной по такой схеме. Это как раз авторская колонка из деловой газеты Взгляд. Здесь нет анализа, здесь просто авторский взгляд.
Прочитайте этот текст и найдите НАЧАЛО - РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ - КОНЕЦ. Вы увидите, что в данном тексте начало составляет больше половины всего текста. Это допустимо и может встречаться в авторских колонках. Но, как правило, начало и конец значительно меньше по объему.
____________________________________________________________________________________
Сантехник от Версаче
"В России появились рядовые работники ЖКХ, которые ездят на очень дорогих машинах, одеваются по высшему разряду, а главное – хорошо делают свое дело. Когда они приезжают на вызов, у некоторых клиентов возникает подозрение, что сами они выбрали не ту профессию.

Ко мне самому недавно приехал один такой сантехник. Накануне у меня потек ванно-душевой блок. Еще раньше он засорился. Сначала я обратился в нашу управляющую компанию. Там сантехником работает тоже тот еще пижон. Манеры – как у госменеджера среднего звена, матом не ругается, телефон Nokia E71. Когда звонишь, то вместо гудка слышишь музыкальную цитату «November Rain» из Guns and Roses. Но главное извращение – что берется он не за все подряд, а строго по специализации:

– Ванно-душевые блоки – это не моя компетенция, – обломал меня сантехник-пижон. – Тут лучше обратиться в специализированную компанию. Мы работаем с трубами и обычной сантехникой. Можем, конечно, попробовать, но это будет неправильно.

Если бы такой монолог сценарист попытался вложить в уста Афони, наверное, это был бы последний день, когда режиссер Данелия работал с этим сценаристом.

Звоню в специализированную компанию. Там готовы приехать хоть завтра. Завтра я могу, но при условии, что работа будет сделана строго до 10 утра, потому что в 11 мне на планерку. Несколько раз повторяю эту мантру, потому что знаю способности нашего бизнеса к логистике. Недавно сделал ремонт – из всего перечня услуг по-человечески мне поставили только кондиционер.

– Не беспокойтесь, – ответил офис-менеджер или кто он там у них. – Мы сейчас оценим сложность работы, и наш сантехник приедет ровно в то время, чтобы успеть выполнить ее до 10 утра.

Засыпаю в надежде на то, что хотя бы к 9 часам мастер приедет. Телефонный звонок раздается в 7.30. Он уже подъезжает. Почему так рано? Потому что работа потребует часов двух, не меньше. Закажите мне, пожалуйста, пропуск на территорию вашего дома, а то охрана не пускает. Какая машина? «Мерседес».

Открываю дверь – как будто включаю телевизор, по которому идет что-нибудь вроде «Фабрики звезд». На пороге – парень, похожий на Стаса Пьеху, только мускулы покрепче и глаза посерьезней. Лицо непьющее, прическа грамотная, джинсы правильные, кожаная куртка – не знаю, от кого, но видно, что очень дорогая. «Мерседес» за окном не пацанский, а маленький, европейский, стильный, серый металлик.

В правой руке – ящичек с инструментами, в левой – чемоданчик с рабочей одеждой. После переодевания он становится похожим на актера мюзикла, которому предстоит играть героя рабочего класса. Кроме костюма, от пролетариата в нем нет ничего, да и костюм такой чистый и отглаженный, что спросонья хочется удостовериться – не фотошоп ли это?

Отправляю гостя колдовать над сантехникой, а сам иду досыпать. Мысли о том, что этот человек может что-нибудь спереть, даже не возникает. Падая на кровать, успеваю подумать, как хорошо, что этот, с позволения сказать, сантехник пришел не в тот момент, когда жена дома, а я, к примеру, возвращаюсь с работы. Ни за что бы не поверил, что это не замаскированный под работника ЖКХ любовник.

Через два часа стук в межкомнатную дверь. Парень уже снова в джинсах и кожанке: «Готово». Выясняется, что кроме засора и протечки он обнаружил еще неисправность в установке сифона, но ее устранение потребовало трех минут, поэтому это будет подарком от фирмы. Впрочем, конечный счет выкатывается тоже нехилый, но безупречность – такой редкий в наших краях товар, что за него всегда платишь без сожаления.

На работе делюсь своими впечатлениями, думаю всех удивить. Безуспешно. Выясняется, что подобный экспириенс есть уже у каждого второго. Один мой коллега недавно попытался дать сантехнику на чай 200 рублей, потому что был восхищен его работой. Но тот – отказался! «Это не мой стиль работы», – сказал сантехник. У другого моего приятеля специалист по унитазам забыл дома хороший мобильник и не стал возвращаться. Третий сдает сантехнику свою двухкомнатную квартиру на «Баррикадной» за 40 тысяч рублей, и тому еще хватает на вполне обеспеченную жизнь. Четвертый в данный момент как раз занимается тем, что разводит одного рядового гвардейца ЖКХ на интервью. Гвардеец интересен тем, что ездит на «Лэнд-Круизере» последней модели и дружит с известным кардиохирургом. Они оба считают, что их профессии родственные: разница лишь в том, что один чистит трубы, а другой – сосуды.

Как это ни обидно слышать нам, высокомерным гуманитариям, профессия сантехника за последние годы очень сильно эволюционировала. Теперь это не яма, в которую падают начинающие прохиндеи и законченные неудачники, а выгодное и надежное дело. Какие бы протечки и аварии ни происходили в мировой экономике, люди никогда не перестанут гадить и засорять трубы, а китайские и даже итальянские унитазы, смесители и душевые блоки всегда будут ломаться. Общество без сантехников невозможно себе представить, потому что парализованная канализация – это социальный инфаркт и без пяти минут революция. Люди могут простить властям отсутствие прав и свобод, ментовский беспредел, задержку зарплаты и даже голод, но вонь и дерьмо в своих квартирах – никогда. Поэтому если даже завтра мы начнем есть друг друга, то сантехники останутся сантехниками, у них всегда будет свой кусок хлеба если не с маслом, то хотя бы с солью.

– А к моей подруге недавно чинить раковину пришел такой мужчинка, что она просто онемела, – включилась в разговор еще одна коллега. – Одет с иголочки, глаза – как у Брюса Уиллиса, легкая небритость, верхняя пуговичка на гавайской рубашке расстегнута. Он проходит в ванную, чего-то там осматривает, смотрит на нее и говорит: «Кто же вам так сифон устанавливал?» И знаешь, что она ответила? «Да»."

Дмитрий Соколов-Митрич
_______________________________________________________________________________

Когда вы будете работать над своей статьей, старайтесь, чтобы в самом начале и в конце у вас были очень живые, энергичные фразы. Дальше фразы могут быть и вялыми, главное, чтобы мысль была интересной, но начало должно бить по мозгам. Вот смотрите: «Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки. -- Естество свое берет!-- заключил Пухов по этому вопросу». Это Андрей Платонов, начало рассказа «Сокровенный человек».

Вообще, учиться писать тексты следует не у журналистов, а у писателей. У мастеров рассказа. Чем короче рассказ, тем ярче и энергичней там будут фразы. Чехов, Булгаков, Платонов, Довлатов (очень рекомендую!) – это мои любимые учителя.

Сейчас в журналистике модно возмущаться, кричать «беспредел!», обличать и злорадствовать. Это пройдет. Это неинтересно. Интересны истории. Владимир Гиляровский «Москва и москвичи» написал в начале века – это сборник очерков, т.е. журналистские тексты, статьи. А читать и сейчас интересно, и язык нисколько не устарел. Думаю, не все читали, вот кусочек, прочтите:

_______________________________________________________________________________________
Булочники и парикмахеры

"На Тверской, против Леонтьевского переулка, высится здание бывшего булочника Филиппова, который его перестроил в конце столетия из длинного двухэтажного дома, принадлежавшего его отцу, популярному в Москве благодаря своим калачам и сайкам.
Филиппов был настолько популярен, что известный московский поэт Шумахер отметил его смерть четверостишием, которое знала вся Москва:

Вчера угас еще один из типов,
Москве весьма известных и знакомых,
Тьмутараканский князь Иван Филиппов,
И в трауре оставил насекомых.


Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика – от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать. Их завел еще Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими, калачами и сайками, а главное, черным хлебом прекрасного качества.

Прилавки и полки левой стороны булочной, имевшей отдельный ход, всегда были окружены толпами, покупавшими фунтиками черный хлеб и ситный.
– Хлебушко черненький труженику первое питание, – говорил Иван Филиппов.
– Почему он только у вас хорош? – спрашивали.
– Потому, что хлебушко заботу любит. Выпечка то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки… А все таки рожь бывает разная, выбирать надо. У меня все больше тамбовская, из под Козлова, с Роминской мельницы идет мука самая лучшая. И очень просто! – заканчивал всегда он речь своей любимой поговоркой.

Черный хлеб, калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору. Пробовали печь на месте, да не выходило, и старик Филиппов доказывал, что в Петербурге такие калачи и сайки не выйдут.
– Почему же?
– И очень просто! Вода невская не годится! Кроме того, – железных дорог тогда еще не было, – по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испеченными, даже в Сибирь. Их как то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу верст, а уже перед самой едой оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах, – и ароматные, горячие калачи где нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.

Калачи на отрубях, сайки на соломе… И вдруг появилась новинка, на которую покупатель набросился стаей, – это сайки с изюмом…
– Как вы додумались?
– И очень просто! – отвечал старик. Вышло это, действительно, даже очень просто. В те времена всевластным диктатором Москвы был генерал губернатор Закревский, перед которым трепетали все. Каждое утро горячие сайки от Филиппова подавались ему к чаю.

– Э тто что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова! – заорал как то властитель за утренним чаем.
Слуги, не понимая, в чем дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.
– Э тто что? Таракан?! – и сует сайку с запеченным тараканом. – Э тто что?! А?
– И очень даже просто, ваше превосходительство, – поворачивает перед собой сайку старик.
– Что о?.. Что о?.. Просто?!
– Это изюминка с!
И съел кусок с тараканом.
– Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон!
Бегом вбежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и ввалил.

Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было.
– И очень просто! Все само выходит, поймать сумей, – говорил Филиппов при упоминании о сайках с изюмом…»"

__________________________________________________________________________________

Я думаю, все вы эту байку про булочки с изюмом слышали, но не все знают, что рассказал ее (а может быть сам и придумал) Гиляровский.

Итак, СТАТЬЯ.

НАЧАЛО – РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ – КОНЕЦ. Минимум две энергичные фразы в начало и конец. Обязательно должна быть идея. Не обязательно глобальная. Это может быть просто мысль, что мыть руки перед едой – не обязательно; или , что для пенсионеров необходимо в массовом порядке организовать курсы лечебного 40-дневного голодания; или, что необходимо издать закон, запрещающий президенту вести блог (мы-то знаем, что происходит, когда этим всерьез увлечешься)…

Теперь о том, как вообще пишут тексты. Какие правила, какая техника, в чем секреты?

Правило только одно: сесть и писать, пока не поставишь последнюю точку. Других секретов нет. Научить кого-то писать невозможно. Так же, как невозможно научить кого-то читать. Можно помочь научиться читать: рассказать про буквы, объяснить, как они складываются в слоги. Но до тех пор, пока у самого человека что-то не щелкнет в голове, он не начнет читать.

Также и с написанием текстов. Ну, тут нам с вами легче. У каждого ведь уже этот щелчок произошел. Иначе вы бы не завели свой блог. Так что теперь весь вопрос только в практике.
А про технологии и секретные приемчики, помогающие сделать текст бомбой, мы поговорим позже. Сначала нам нужен сам текст.
*******
Tags: краткий курс журналиста
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments