?

Log in

No account? Create an account
В Форосе

micoff


Анатолий Мигов

Хроники острова Крым


Previous Entry Share Next Entry
Другой Петербург: по следам Гром-камня
В Форосе
micoff


Сегодня поговорим про Гром-Камень (продолжение, начало здесь), вернее, про то, как он попал из деревни Конная Лахта на Сенатскую площадь.
Сторонники альтернативной истории Петербурга считают, что камень лежал здесь, на берегу Невы, задолго до рождения Петра Первого. Главный их аргумент в том, что в середине 18 века не существовало технологий по перемещению грузов весом почти в две тысячи тонн. Вот пару-тройку тысячелетий назад люди легко перебрасывали такие камушки с места на место. И смеяться тут не стоит, потому что официальная версия перемещения Гром-камня запутанна и малоубедительна.

На первый взгляд, с историей доставки Гром-камня в Петербург все просто. Всю последовательность этой уникальной, даже для сегодняшнего дня, операции описал петербургский библиограф и библиотекарь Императорской Академии наук И. Г. Бакмейстер.  Монография называется "Историческое известие о изваянном конном изображении Петра Великаго сочиненное коллежским ассессором и библиотекарем Имп. Академии наук Иваном Бакмейстером".  Если опустить подробности, то происходило все так: камень откопали, поддомкратили и установили на специальную платформу; затем, дождавшись зимы, вместе с платформой потащили по специально подготовленному пути на берег Финского залива; а там камень погрузили на баржу и отбуксировали к Адмиралтейству.

Вот на этой гравюре, сделанной по рисунку архитектора Юрия Фельтена, одного из ключевых участников тех событий, показано, как перемещали Гром-камень. С помощью двух кабестанов (лебедок) тащили камень по двум желобам, внутри которых лежали 30 медных шаров. Чтобы не терять временя зря, 48 "каменосечцев" на ходу обтесывали камень. Здесь же была устроена кузница для заточки инструментов. И еще видны два барабанщика на верхушке камня, которые, как пишет автор труда, "должны были ... давать работным людям битьем в барабаны знак, чтоб они показанную работу все вдруг или начинали или переставали бы оную продолжать".



Кажется, что все просто и убедительно. Но теперь начинаются вопросы и загадки.

Во-первых, полная неразбериха с тем, каковы же были размеры Гром-камня. Фактический руководитель проекта Иван Бецкой, президент Академии искусств и личный секретарь Екатерины, сообщает, что высота камня была 8,23 м. Автор "Медного всадника" скульптор Фальконе, считает, что высота составляла 6,10 м. А архитектор Юрий Фельтен говорит всего лишь про 4,10 м. Таким же образом розняться данные о длине и ширине камня.

Во-вторых, неясно, где проходил маршрут передвижения Гром-камня. Бакмейстер пишет, что вся операция по перемещению камня от Конной Лахты до места погрузки на судно проходила с 15 ноября по 27 марта. И за это время камень преодолел расстояние в 4173 сажени это около 9 км. А расстояние от Петровского пруда до берега залива (Невской губы) всего навсего 3,5 км. Правда, это если провести прямую линию к ближайшей точке. А камень тащили к специальному месту погрузки, это немного дальше. Оказывается, место, где Гром-камень грузили на баржу, сохранилось. И я отправился туда.

На берегу залива лежат на песке несколько каменных глыб. Это и есть то самое место, где Гром-камень грузили на баржу.



Находится это совсем недалеко от Санкт-Петербурга, в районе поселка Ольгино.



Если идти пешком от города по берегу залива, на весь путь уйдет меньше часа. А пейзажи будут замечательные.



Встретил двух мотогонщиков, заблудились, наверное по дороге из Парижа в Дакар.



Считается что это куски Гром-камня, которые не поместились на баржу. Ну, вы же помните, что камень называется "Гром", потому что молния в него ударила и кусок отколола.



Самый большой камень, справа на снимке, с ровным срезом, так и называется - "Большой камень". Тут неподалеку написано для немногочисленных туристов, что это действительно осколок Гром-камня. На самом деле, это, конечно, никакой не Гром-камень. Видите пропилы в верхней части? Это не от молнии следы, а от бура. Так в то время добывали гранит: просверливали скалу в нескольких местах, потом забивали туда металлические клинья и откалывали кусок.



Если здесь действительно была пристань для погрузки Гром-камня, то ее позднее вполне могли использовать для погрузки гранитных камней. И эти камни - одни из тех, что отсюда отправлялись в мастерские. А может быть происхождение этих камней объясняется по-другому: кто-то из разработчиков гранитных карьеров пытался здесь погрузить камни на судно, но у него ничего не вышло, так и бросили гранитные глыбы на берегу.

На снимке тот же "Большой камень" только с другого ракурса. На горизонте виден Васильевский остров и морской порт с круизными лайнерами. А между сушей и островом - полоса камней, на которых обосновалась колония чаек. Считается, что это остатки пристани, которая была сооружена специально для погрузки Гром-камня.



Вот так сегодня это выглядит во время отлива. На пристань, скажем честно, совсем не похоже. К тому же Бакмейстер сообщает, что ширина пристани была 17 метров, а длина более 800 м. Это колоссальное сооружение. А здесь мы видим узкую полоску камней которая уходит в залив не болеее чем на 150-200 м. Защитники официальной истории говорят, что пристань могли разобрать, потому что она мешала судоходству. Однако это крайне слабый аргумент. Потому что эдесь нет никакого судоходства. Это место на картах и лоциях носит название "Северо-Лахтинская отмель".



Я не нашел ни одного рисунка современника, на котором был бы изображен процесс погрузки Гром-камня на судно. Как камень откапывали и как его везли - есть рисунки, а вот как его грузили на судно, почему-то никто не стал рисовать. А почему так, у меня нет ответа.
Это ведь была не какая-то рядовая работа. Еще никто в мире такого не делал. Вы представьте себе: соорудили уникальный механизм для перевозки запредельного груза, не имеющий аналогов; проложили специальную дорогу шириной более 20 метров и длиной 9 км через леса, реки и болота; построили коллосальное сооружение - причал, 17 метров в ширину и уходящий вглубь залива на 800 метров. И все это для того, чтобы погрузить один единственный камень на судно. И оказалось, что никому это не интересно, ни одного рисунка или эскиза. Или это была секретная операция и представителей СМИ туда не пустили, а тем, кого пустили , запретили рисовать? Или ничего этого вообще не было? Но ведь Гром-камень есть...

С транспортировкой по воде тоже не все просто. Вот эта картинка - единственный рисунок, который я нашел. Кто автор, и когда было нарисовано, я не знаю. Это с обложки книги Г.Иванова "Камень -Гром", которая была издана в 1994г. Я так понимаю, что это реконструкция событий по Бакмейстеру, который пишет, что вот именно таким образом два судно вели баржу сначала по Малой Неве вверх, а потом мимо Зимнего дворца по Большой Неве вниз.



"Водный путь, по которому везли камень, содержал 12 верст", - пишет Бакмейстер. Я промерил расстояние по карте -  от "Большого камня" до Адмиралтейства точь в точь 12,5 км. Казалось бы, все сходится. Но вот вопрос: зачем надо было тащить камень на Лахтинскую отмель?

В 100 метрах от "Большого камня" стоит вот такой информационный стенд.



На нем написано про пристань и про Гром-камень.



А еще мы узнаем, что здесь когда-то стояла часовня "в память христианского подвига Петра Первого".



Помните, в чем заключался христианский подвиг? Где-то именно здесь, в райне Серо-Лахтинской отмели, в штормовой день ноября 1724 г. сел на мель ботик с солдатами. И Петр, проходивший мимо на своем судне, стал, "стоя по пояс в ледяной воде", спасать солдат. Ключевое здесь "сел на мель" и "по пояс в воде". Место-то совсем не судоходное.



В тот день, когда я был у "Большого камня", там рыбак с удочкой бродил в километре от берега.



Сначала рыбак сидел на стремянке, а потом встал на ноги. Видите, какая глубина?
оция Невской губы" сообщает, что "Изобата 1 м (т.е. линия равной глубины) отступает в этом месте от берега на 1000 - 1200 метров". То есть можешь к другому берегу идти целый километр, а глубина все равно будет всего 1 метр.



И вот теперь скажите, в чем был смысл погрузки Гром-камня именно здесь, в самом неудобном месте? Почему бы не прикатить камень к Лахтинской гавани, где минимальная глубина 4 м? Кто-то может сказать, что дело в расстоянии. Это верно. От Петровского пруда до Лахтинской гавани 6,5 км, а до "пристани" в районе Ольгино всего 4,5 км. Однако, из "Исторического известия" Бакмейстера мы знаем, что камень проехал по суше 4173 сажени, то целых 9 км. И теперь все становится еще более запутанным.

Тут можно предположить, что в Лахту камень не повезли, потому что туда дороги не было, а в Ольгино дорога была. Но дело в том, что дороги не было никуда, ее прокладывали заново. "Дорога, по которой его везти надлежало, не была совершенно прямая, но шла разными кривизнами", - пишет Бакмейстер.  И еще: "В болотах, кои в рассуждении своей глубины зимою не совсем вымерзают, приказано было бить сваи, мох и ил, коими земля в сих местах покрыта и что препятствует ей глубже мерзнуть, очищать, и наполнять хворостом и щебнем, полагая оные слоями".
То есть выбирали более-менее подходящий уклон и строили временную зимнюю дорогу, потому что летом не смогли бы провезти. А раз уж дорогу строить заново, то почему бы не туда, где не придется строить километровую пристань?

И еще один серьезный вопрос.
Почему-то все исследователи (и википедия тоже) говорят "пристань" или "причал". А Бакмейстер пишет про плотину - "Как скоро достигли берега, то начали опускать камень на построенную подле реки плотину". И еще вот: "...от края плотины до дна реки было только 11 футов глубины". То есть, однозначно плотина. И получается, что не на Невской губе это происходило, а на реке. А действительно, как можно постоить плотину на отмели Невской губы?

И вот что теперь получается: Гром-камень есть, каждый россиянин его видел, если не в натуре, то хотя бы на картинке; и медаль есть за уникальную операцию по доставке камня в столицу, которой Екатерина наградила всех участников этого события.



А вот как на самом деле происходили эти события, и как Гром-камень попал на Сенатскую площадь, мы не знаем.

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Другой Петербург: по следам Гром-камня

Пользователь swg54 сослался на вашу запись в своей записи «Другой Петербург: по следам Гром-камня» в контексте: [...] Оригинал взят у в Другой Петербург: по следам Гром-камня [...]

интересно. и жаль что костры запрещены...

Костры нельзя, но про мангалы и угли ничего не сказано, поэтому шашлыки не воспрещаются )

Толя, я смотрю, вы всерьез занялись историческими изысканиями:)

Интересная история! И какой чудесный рисунок: на камне все трудятся, никто без дела не сидит:)

Время появилось свободное, почему не заняться... )

Ну были же так называемые "волоки" (Вышный Волок, Смоленский Волок, Волок на Ламе и др.) по которым таскали суда из одной реки в другую - технологии перемещения больших и тяжёлых предметов существовали. Конечно, камень был гораздо тяжелей, но принцип перемещения одинаков.

А сколько те суда могли весить? Представьте себе обычный четырехосный железнодорожный вагон, доверху груженный песком. Он весит весит около 100 тонн. А камень весил более 1600 тон, то есть, как минимум 16 таких вагонов с песком.

Спасибо, интересно!
Я читала, что и Европа с любопытством следила за передвижением камня, не только Россия.
Наверняка оставлена куча воспоминаний по этому вопросу.


Я тоже считаю, что письменных свидетельств должно было бы остаться множество. Но где же они?...

Другой Петербург: по следам Гром-камня

Пользователь rbsysnn сослался на вашу запись в своей записи «Другой Петербург: по следам Гром-камня» в контексте: [...] Оригинал взят у в Другой Петербург: по следам Гром-камня [...]

В Карелии рядом с деревней Тивдия есть мраморные каменоломни. Там кололи мраморные блоки для Петеребурга. Грузили на баркасы, перевозили через озеро до Кондопоги. Потом по берегу волокли до Онежского озера. Опять грузили на барки и везли по Онежскому озеру и реке Свирь в Петербург. Мой предок в начале 19 века 16-летним подростком лето работал в Кондопоге. Подкладывал бревна под блоки, когда мужики их тащили волоком. Вес этих блоков конечно был поменьше, но технология их перемещения существовала в течение десятилетий, если не столетий. Работа моего предка тогда закончилась печально. В конце сезона выплатили заработок медными монетами, которые все уместились в кулаке. Когда шел домой лесной дорогой, подкараулили лихие люди и все отобрали.

Спасибо, интересная история про вашего предка.

Что касается " Подкладывал бревна под блоки, когда мужики их тащили волоком. Вес этих блоков конечно был поменьше, но технология их перемещения существовала в течение десятилетий, если не столетий" - вы представьте себе обычный четырехосный железнодорожный вагон, доверху груженный песком. Он весит весит около 100 тонн. А камень весил более 1600 тон, то есть, как минимум 16 таких вагонов с песком. И теперь скажите, какое бревно выдержит такой вес?

Не увидел в рассказе поправки на такое явление, как подъём берега Финнского залива после ухода ледника. Подъём продолжается до сих пор со скоростью 3-5 мм в год. за 240 лет набегает примерно 1 метр, а для такого пологого берега как в Лахте это существенно. Источники более точной информации по этому вопросу можно найти в нете.

Если даже это так, то каким образом может изменится рассказ? Допустим, поднялся берег на метр, тогда и пристань, если это на самом деле была пристань, должна была подняться.

  • 1