Анатолий Мигов (micoff) wrote,
Анатолий Мигов
micoff

Categories:

Арзамасские купола

Арзамас - небольшой город в Нижегородской области, 400 км от Москвы, 100 км от Нижнего Новгорода. Бывал я в Арзамасе в середине 80-х, никакого впечатления он на меня не произвел. Обычный безликий провинциальный городок. Неделю назад снова туда попал. И теперь это совсем другой город.
Вот так выглядит сегодня Арзамас, когда подъезжаешь к нему по шоссе.


А такой вид открывается из верхней части города.


Арзамас - город храмов и монастырей. В 19 веке здесь было 6 мужских и женских монастырей. А на площади 1 кв. км стояли 40 соборов и 20 колоколен. В советское время монастыри были закрыты, соборы разрушены. Представьте себе, что если бы я сделал фото с этой точки 10 лет назад, то мы увидели бы только два купола и одну колокольню. А все остальное - это были разрушенные стены, фабричные трубы вместо куполов и уродливые пристройки.

В 2003 году в Арзамас назначили нового владыку епархии. И вот он предложил такую идею: восстановить все арзамасские храмы. Мэр города эту идею поддержал, собрал местных предпринимателей и попросил у них помощи. Каждый объект закрепили либо за одним из местных промышленных предприятий, либо за двумя-тремя крепкими предпринимателями. Олигарх Дерипаска, кстати, тоже в этом проекте участвовал, у него в Арзамасе завод есть; говорят, что сильно помог деньгами.

Однако, вот без этого человека ничего бы не получилось, а благие намерения так бы ими и остались.

Зовут его Анатолий Сергеевич Петряшин, это он был главным архитектором-реставратором проекта "Арзамасские купола". В советское время работал главным архитектором Арзамаса, с середины 80-х создал реставрационную мастерскую; когда ему было уже за 50, защитил кандидатскую по истории и архитектуре арзамасских  храмов, написал книгу "Арзамасские монастыри", создал сайт "Азамасский Кремль" про историю и архитектуру Арзамаса. В общем большой фанат этого дела. Разработал проекты реставрации всех объектов и руководил восстановительными работами.

- Начиналось все как всегда, - рассказывает Петряшин. - Присылает директор завода пару рабочих с ведром краски, говорят: "показывай, что надо делать, мы сейчас тут быстро подмажем, покрасим". Такое сначала было понимание, что это все нерьезно. Приходилось объяснять. Потом втянулись в процесс, люди ответственность почувствовали и даже гордость за то, что делают.

Хороших специалистов было мало. Петряшин по ночам подробные чертежи делал, утром отдавал в работу. Например, когда купола начали изготавливать, он вычерчивал на бумаге абрис - контур купола в натуральную величину - отдавал рабочим: вот так делайте. Если где-то нужны были наличники - брал в руки стаместку и вырезал образец. Если нужно было заново выкладывать каменную стену, брал мастерок  и показывал, какой должна быть кирпичная кладка.

Вот для этой деревянной часовни (это уже в селе Дивеево) он сам кресты вырубал. Говорит, что лет триста простоят, потому что дубовые.


Соборная площадь в Арзамасе. Красное здание слева - магистрат (по-европейски, ратуша) постройки середины 18 в. Это единственное сохранившееся в России отдельно стоящее здание магистрата. Это первый реставрационный объект Петряшина в городе. Восстанавливал его 4 года. Фасад и интерьер соответствуют первоначальному состоянию.

Зеленые купола (в центре на фото) - Спасо-Преображенский собор (1647 г.) - первое каменное сооружение в Арзамасе. Справа, под золотыми куполами, Благовещенский храм, построен в 18 в. на деньги прихожан.

Воскресенский кафедральный собор. Сооружен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.

В советское время собор пытались взорвать, но в городе поднялось такое сильное возмущение, что коммунистические власти отступили. Известный реставратор Николай Померанцев (хранитель Оружейной палаты и заведующий памятниками Московского Кремля) считал, что "по общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы".

Купола Воскресенского собора и фронтон с фреской "Воскрешение Христа".


Церковь живоносного источника, 18 в.


Богоявленский храм Николаевского женского монастыря. Монастырь основан при Иване Грозном, в 1580 г.

В 70-х годах 17 в. здесь жила монахиня Марфа. Когда началось восстание Степана Разина, Марфа ушла из монастыря и под именем Алены Арзамасской возглавила семитысячный отряд. Вот что писали про нее современники "Среди прочих пленных была приведена к князю Юрию Долгорукому мо­нахиня в мужском платье, надетом поверх монашеского одеяния. Монахиня та имела под ко­мандой своей семь тысяч человек и сражалась храбро, покуда не была взята в плен. Она не дрогнула и ничем не выказала страха, когда услыхала приговор: быть сожженной заживо" (http://petryashin.ru/index.php?id=175).

Знаменская церковь. Тоже еще недавно была полуразрушена и без купола.

Здесь на фото Петряшин с моим старшим братом, они дружат уже больше 30 лет.

Еще один объект, который реставрировал Петряшин - здание бывшего Земского собрания. Здесь была поликлиника, потом для нее построили новое здание, а этому дому вернули исторический вид. Сегодня здесь располагается Духовно-просветительский центр и православная гимназия.


А еще в Арзамасе можно увидеть такие стильные деревянные здания. Это дом арзамасского казначея Твердова - характерный для Арзамаса тип дворянской усадьбы. Четыре колонны изготовлены из цельного дерева.

Построено это здание еще в 1823 году, и, как видите, прекрасно сохранилось. Сейчас это жилой дом. А реставрация его еще впереди.

Tags: города, общество, путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments