В Форосе

micoff


Анатолий Мигов

Хроники острова Крым


Previous Entry Share Next Entry
Бизнес-блог 1: Антикризисное управление в малом и среднем бизнесе
В Форосе
micoff
super
Кризисы приходят и уходят. Но бизнес после этого остается не у всех. Во время аццкого дефолта в 1998 году я разорился. Потерял все, что заработал за шесть лет и вышел из бизнеса с долгами. После этого больше таких ошибок не повторял, начал использовать системный подход.

Во время предыдущего кризиса 2008-2009 годов в стране закрылось 15 процентов предприятий. Это примерно каждый шестой бизнес. Сильнее всего кризис бьет по малому и среднему бизнесу. Как удержаться на плаву в трудные времена?

- Точка отсчета

- Алгоритм антикризисных действий
- Оперативное управление
- Правильно и неправильно: параметры оценки антикризисных решений.
В соседнем торговом центре закрылся японский ресторан. Вкусные роллы там были и цены демократичные. Это примета кризиса. В первую очередь и сильнее всего кризис бьет по предприятиям среднего ценового сегмента. Потом начнется падение продаж товаров и услуг премиум-класса.  Меньше всего потерь в такие времена у тех, кто работает в нижнем ценовом сегменте. Но и там далеко не все компании выживут.

Судя по всему, сегодняшние беды российской экономики обещают быть затяжными и глубокими. Правительство разрабатывает антикризисные планы. Значит, помогут банкам, оборонке, стратегическим экспортерам сырья. В общем, крупный бизнес поддержат на плаву. А малый и средний бизнес, как всегда, останется один на один с проблемами.
"Подайте бывшему владельцу малого бизнеса"

Кто-то скажет, что кризис – это новые возможности. Все верно, только воспользоваться ими смогут не все те, у кого сегодня есть пусть и скромный, но стабильный доход. Не хватит на всех этих новых возможностей. Поэтому надежнее – использовать старые возможности, продолжать делать то, что умеешь, и то, что уже показало свою пригодность.  Но при этом необходимо изменить подход к работе. Не ждать помощи сверху, а действовать по своему собственному антикризисному плану.
ТОЧКА ОТСЧЕТА
В какой момент надо начинать антикризисные действия? У всех разный бизнес и у каждого своя ситуация на рынке. Для кого-то кризис – это только истерика СМИ и падающий курс рубля, на деле же доходы компании нисколько не упали. Например, в нашей торговой сети "Семейный капитал. Продовольственные товары" с начала года неделя за неделей идет рост продаж.  Где же та точка отсчета, с которой необходимо начинать радикальные изменения?

В малом и среднем бизнесе ситуация может измениться мгновенно. При этом не имеет значения, кризис в стране или наоборот подъем экономики. Поэтому мы измеряем состояние бизнеса еженедельно. Ведем графики еженедельных производственных показателей. И как только он показывает нам, что пошел спад, применяем антикризисный алгоритм.
Еженедельный график выручки. Одно деление на горизонтальной шкале - одна рабочая неделя. На вертикальной шкале отмечается выручка в рублях.
Каждое падение линии на графике – это локальный кризис в отдельно взятой компании. Продолжится этот спад или график пойдет вверх на следующей неделе – это целиком и полностью зависит от действий руководителя.
АНТИКРИЗИСНЫЙ АЛГОРИТМ
Алгоритм — стандартный порядок действий руководителя или сотрудника, направленных на достижение определенного желаемого результата.

Вот список стандартных и последовательных действий руководителя.
1. Усильте действия по продвижению ваших товаров и услуг.
2. Сократите расходы.
3. Проведите необходимые организационные изменения.
4. Спланируйте и подготовьте необходимые ресурсы для обслуживания клиентов и выполнения заказов.
5. Укрепите дисциплину.

Каждый пункт алгоритма – это заданное направление согласованных действий компании. Задача руководителя – разработать и выполнить конкретные шаги по каждому пункту алгоритма.
Например:
«Усильте действия по продвижению ваших товаров и услуг».
Это самое первое действие в ситуации, когда продажи падают и доход снижается. Больше рекламы, больше маркетинговых мероприятий, больше пиара. Любые действия, которые ведут к продвижению ваших товаров и услуг. «Увеличить количество холодных звонков»,  «Изготовить и раздать флаеры», «Написать и опубликовать пресс-релизы», «Дать рекламу в газете», «Провести дегустацию наших продуктов». Какие именно действия и какое количество – это зависит от ваших финансовых возможностей, человеческих ресурсов  и креатива.

Второй шаг - сокращение расходов. Если наши доходы падают, а график нам на это недвусмысленно намекает, необходимо уменьшить расходы. Это никак не относится к нашим действиям по продвижению, которые мы запланировали выше. А в остальном: закрыть или заморозить новые проекты, которые не увеличат наш доход прямо сейчас; сократить избыточный персонал; не тратить деньги на корпоративные мероприятия; сдать в субаренду часть арендованных площадей; не покупать за счет компании чай-кофе для сотрудников….

Сокращения расходов неизбежно влекут за собой организационные изменения. Перераспределить обязанности сотрудников, если у вас их стало меньше. Возможно, организационная структура требует серьезной или незначительной коррекции. Отладка бизнес-процессов. Изменение системы мотивации и так далее.

Поскольку вы значительно увеличили действия по продвижению, надо ожидать, что у вас увеличится входящий поток. Сумеете ли вы обработать все звонки, заявки? Достаточно ли у вас товара? Сможете ли обслужить всех, кто обратится к вам за услугой? Необходимо продумать все возможные варианты и быть готовым к  увеличению потока клиентов.
"Пилите, Шура, пилите..."

Ну и, наконец, дисциплина. Условия изменились, от каждого в компании ожидается, что он будет работать больше, а дурака валять меньше.
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Плюсы и преимущества малого и среднего бизнеса в том, что здесь от принятия решения до действия всего один шаг. Это надо использовать в полной мере. Поэтому ввести реальное оперативное управление просто. Все шаги антикризисного алгоритма мы оформляем в виде недельного оперативного плана. За каждый шаг назначается ответственный и устанавливается срок исполнения. Все действия должны быть выполнены быстро, чтобы получить результат до конца недели. Шаги должны быть конкретными, с количеством действий или полученных результатов. Например, не просто «Увеличить количество холодных звонков», а «Сделать 250 холодных звонков».
После того как план написан, необходимо довести его до сведения всех сотрудников компании. Необходимо, чтобы ответственные за выполнение конкретных шагов включили эти шаги в свои недельные планы. И далее руководитель ежедневно проверяет выполнение плана и требует от сотрудников, чтобы они завершали задания в установленный срок.

ПРАВИЛЬНО И НЕПРАВИЛЬНО: ПАРАМЕТЫ ОЦЕНКИ АНТИКРИЗИСНЫХ РЕШЕНИЙ
Как оценить, насколько верными были наши антикризисные действия? По графику. Неделя прошла – отмечаем новые показатели. Если линия графика пошла вверх, значит, мы все сделали верно. И теперь мы применяем другой алгоритм – алгоритм растущего графика. А если опять вниз?  Тогда мы смотрим, все ли запланированные шаги были выполнены? Каких действий было недостаточно, или какие действия не сработали?  И повторяем антикризисный алгоритм уже с учетом нашего опыта.
А потом, через 4-6 недель смотрим тренд графика за период. Если видим тенденцию к снижению, то теперь мы  снова используем наш антикризисный алгоритм, только шаги будут не оперативные, а долгосрочные, рассчитанные на месяц и более.

Зеленым пунктиром показан тренд графика за последние шесть недель. Чтобы определить тренд, надо визуально усреднить пики графика. Здесь мы видим тенденцию к снижению. Изменится ли эта тенденция в лучшую сторону, пойдет ли график вверх, зависит только от нас.

  • 1
Руководство к действию! А еще в кризис переходим на РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, тем более, это сейчас модно. Сколько МСБ "вымрет" за 15 год? Каковы прогнозы, Анатолий?

Марина, из меня прогнозист плохой, так что если что, не ругайте потом )
Думаю, 15% процентов минимум, если к концу года общих улучшений в экономике не произойдет. Но если будут мой алгоритм использовать, то все выживут, за исключением самых ленивых ))

У Вас в начале текста вот это предложение написано два раза : -
Во время предыдущего кризиса 2008-2009 годов в стране закрылось 15 процентов предприятий. Это примерно каждый шестой бизнес

Спасибо, я поправил )

Так лучше , я когда начал читать , то думал это у меня что-то перемкнуло ))

Не, это у меня перемкнуло ))

По моему, все написанное весьма очевидно и достаточно банально. И не всегда правильно - например, сокращение такого расхода из серии "чай для сотрудников" (и тем более, к примеру, урезание премий и соцпакетов) может негативно отразится на общей атмосфере в компании, что потом выльется в большие финансовые потери. Иногда полезнее иметь лояльных сотрудников, чем деньги, сэкономленные от чая и конфеток.

Edited at 2015-02-03 06:32 pm (UTC)

По российским законам существуют ещё и микропредприятия. К микропредприятиям относятся: Средняя численность работников за предшествующий календарный год до 15 (пятнадцати) человек. Предельное значение выручки - 60 млн. руб. -
Каким расчетом определяли эти параметры - не совсем понятно. Но они закреплены законодательно

Это тот же малый бизнес.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account