
Про сам городок Старая Русса я уже писал. Сегодня про дом-музей Достоевского и места с ним связанные. В Старой Руссе Федор Михайлович жил с 1873 по 1881. Ну, как жил? Временами жил, приезжал на лето отдохнуть от столичной суеты. И еще ему здесь хорошо писалось. Роман "Братья Карамазовы" написан здесь. Город, в котором происходит действие романа, называется Скотопригоньевск, он узнаваем - это Старая Русса. Прототипов героев романа давно нет в живых, а вот некоторые дома еще сохранились. На фото - дом Грушеньки Светловой.
1. Дом стоит на набережной Глебова, на берегу реки Перерытицы. У этой речки есть и второе название - Порусья. Одно из них старое название, второе современное, но употребительны оба. Речушка маленькая, тихая, с зелеными берегами. Дом Грушеньки с противоположного берега смотрится романтично. Если будете в Старой Руссе, рекомендую познакомиться с домом издалека, вот как раз с этого места, где я сделал снимок. Но мне никто такого совета не дал, поэтому я отправился на другой берег.

2. На фасаде дома такая вот памятная доска, изготовлена в 2001 году к 180-летию со дня рождения Достоевского. Хорошее дело сделала администрация города. Плохо, что на этом все благие дела и закончились.

3. Сам дом в ужасном состоянии. Похоже, что дни его сочтены. На первом этаже никто не живет, на втором видны какие-то признаки жизни, но очень условные. А дом неплохой, построен в середине XIX века. Принадлежал дом отставному штабс-капитану Меньшову, у которого была дочь Агриппина. Жена писателя Анна Григорьевна с Агриппиной Меньшовой дружила. По всей совокупности признаков, Агриппина Меньшова - прототип местечковой женщины-вамп Грушеньки Светловой.

4. А здесь вид на речку Перерытица-Порусья с набережной Достоевского. Раньше она называлась набережной Порусьи. По берегам речки стоят здоровенные ветлы. Церковный купол над ветлами - это колокольня Воскресенского собора.

5. Вот это собственно и есть набережная Достоевского, которая ведет к дому писателя. Сохранен колорит XIX века (электрические столбы в расчет не берем), что очень правильно и приятно.

6. Дома на набережной жилые, по булыжной мостовой ездят современные автомобили. Возле дома-музея движение перекрыто.

7. Можно идти не по булыжнику, а по тропинке прямо вдоль реки, где растут старые липы. Эта дорога мне больше понравилась, в самый солнечный день на тропинке тенисто.

8. Место очень красивое. Течение у реки тихое, вода почти неподвижна, много желтых кувшинок с большими ярко-зелеными листьями. Кстати, недавно я узнал, что правильное название этих растений - кубышки. Обидно стало за них: кувшинка - это романтично, а кубышка - как-то простовато.

9. Дом-музей. Простой деревянный двухэтажный дом. Достоевский сначала снимал этот дом, приезжая на лето в Старую Руссу. А потом выкупил его. Между прочим, это первая недвижимость писателя, ему к тому времени уже 55 исполнилось, а все еще жил на съемных квартирах.

10. Возле дома стоит покосившийся фонарь. Музеем дом стал еще в 1909 году, через 28 лет после смерти писателя. Чудесным образом дом не пострадал ни в революцию, ни в Великую Отечественную, а бои тогда здесь шли жуткие и почти весь город был разрушен.

11. Работает музей с 10 до 17 с одним выходным. Билет стоит 50 рублей, очень даже демократичная цена.

12. Во дворе тот же булыжник и небольшой парк с березами и елями.

13. И еще во дворе есть банька. Литературоведы считают, что дом, в котором жил Федор Павлович Карамазов - это и есть дом Достоевского. Тогда выходит, что в этой баньке жил Смердяков.

14. А это я присел во дворе дома под елкой. Не знаю, почему у нас так любят сажать елки в домах-музеях? По мне, так дерево это мрачное, бестолковое и бесполезное, годится только для Нового года и еще для живописцев.

15. Вообще-то, меня очень трудно заманить в дом-музей. У меня стойкая аллергия на музейных работниц. Какие-то они всегда недружелюбные и подозрительные. Смотрят на каждого посетителя как на преступника, который явился в святая-святых с одной только целью: протянуть свои лапы к какому-нибудь бесценному экспонату, или еще хуже - сесть на антикварный стул 18 века, изготовленный в 1988 году на фабрике "Красный мебельщик".
Но иногда я все же попадаюсь на уговоры своей жены: Неужели ты не хочешь подышать воздухом, которым дышал великий..., и увидеть, как он создавал свои шедевры?! Хочу, конечно, не верю, что смогу почувствовать хоть что-то, но надеюсь...
Весь первый этаж занимают службы музея, а экспозиция на втором. Это веранда, отсюда начинается экскурсия. Кстати, про экскурсии, их много, идут одна за другой, наступая на пятки. С экскурсией лучше не ходить: тесно, шумно, казенно.В кассе дают машинописный буклет для самостоятельного похода по музею, по страничке текста на каждую комнату, нормальное, внятное описание.

16. Прихожая. На столе перед зеркалом цилиндр и перчатки. Музейные уверяют, что это подлинные вещи Федора Михайловича.

17. Гостиную я снимать не стал, там ничего интересного кроме клавесина. Гостиная маленькая и тесная, в описании говорится, что Достоевские принимали там гостей и устраивали танцы. Ну не знаю, там не больше 15 квадратных метров. Если так, то, подозреваю, что Федор Михайлович был не очень гостеприимен.
А здесь на фото кабинет, он вдвое больше гостиной. Это рабочий стол Достоевского. Стол совсем маленький, как, впрочем, и все письменные столы в доме. Видимо у Федора Михайловича была такая фишка. Ну, вы знаете, что у всех великих был свой пунктик, помогавший писать. Один держит ноги в тазике с ледяной водой, другой пишет только в ученических тетрадках в клетку, третий часами марширует на одном месте...

18. Почерк жуть, ничего не разберешь.

19. Разбирать каракули приходилось жене - Анне Григорьевне - это ее рабочий стол со всякими ящичками в кабинете писателя.

20. Столовая - самое большое помещение в доме. В зеркале отразилась парочка, которая ходила по дому вместе с нами. Не подумайте, что в этой столовой кормят, а девушка читает меню. В руках у нее описание экспозиции музея. Мы вчетвером шли за экскурсионной группой, дожидались, пока группа освобождала очередное помещение и быстро осматривали его, а следом за нами уже шла другая группа. В общем, удовольствия от такого конвейера я получил мало, поэтому дождался, когда случился разрыв между группами, и пошел снова, один и не спеша. Но, увы, дух Достоевского ко мне не явился и благодать на меня не сошла. Попробуйте вы, может быть у вас получится.

21. Рабочий стол Анны Григорьевны в ее спальне.

22. Собственно кровать Анны Григорьевны. Маленькая, узкая девичья кровать. Была ли в доме супружеская кровать, и где спал Федор Михайлович - не на кушетке же в кабинете - ответов на эти вопросы музейные служители не дают. И смотрят при этом неодобрительно, как будто бы с ними говорят о чем-то неприличном. А чего тут неприличного, если у них родилось трое детей? В год смерти Достоевского Анне Григорьевне было 35 лет. Замуж она больше не выходила. Занималась творческим наследием мужа: издавала книги; собирала письма, фотографии, рукописи; писала воспоминания. Умерла в Ялте, куда перебралась после смерти мужа, в возрасте 71 года.

23. А это еще один дом в Старой Руссе, который описан в "Братьях Карамазовых", - дом Катерины Ивановны. Вот здесь генеральская дочь Катерина Ивановна трижды поцеловала ручку простолюдинке Грушеньке, а та в ответ сказала: "А знаете что, ангел-барышня, знаете что, возьму я да вашу ручку и не поцелую".

24. С памятной доской все в порядке. Но состояние дома ничем не лучше, чем дом Грушеньки. Я бы сказал, позорное состояние, с учетом того, что дом стоит в начале улицы Маркса, а это самый центр города.

25. "Парадный" вход был открыт, я заглянул туда: темная лестница, упирающаяся в глухую стену и куча хлама. Ну, а ведь можно же было бы отреставрировать эти и другие здания, которые могли упоминаться в романе, водить туристов тропой, например, Алеши или Дмитрия Карамазова, в домах открыть кафе или книжно-сувенирные лавки. Или обустроить комнату Грушеньки, в которой можно было бы посидеть в креслах у камина или даже поваляться на кровати... Тогда я точно приехал бы в Старую Руссу еще раз и настойчиво бы советовал то же самое и вам. А пока могу сказать только так: если вы большой поклонник Федора Михайловича Достоевского, то Старая Русса вас не разочарует. Ну а если вы простой турист, тогда уж лучше поезжайте туда, где есть цивилизация и общественные туалеты.

26. Видите, вот Федор Михайлович здесь мрачный такой, как будто хочет сказать: "Черт побери, какой же милый городок Старая Русса, и почему же он такой неухоженный? А я же вам давно сказал: Только красота спасет этот мир!"
