?

Log in

No account? Create an account
В Форосе

micoff


Анатолий Мигов

Хроники острова Крым


Previous Entry Share Next Entry
Слухи про смерть СМИ оказались преувеличенными
В Форосе
micoff
Помните, две недели назад я проводил опрос "Вымрут ли печатные СМИ?". Это я готовился выступить на круглом столе на инвестиционном форуме "Муниципальная Россия-2011". Спасибо всем, кто принял участие в опросе! Мне это здорово помогло.

67.68 КБ 34.04 КБ
Форум проходил в Российской академии государственной службы при президенте РФ. Приехал я на Круглый стол в назначенное время. Народу в зале человек 80: от муниципальных чиновников до мэров и депутатов Госдумы. Одни из них по очереди по бумажке доклад читают, другие делают вид, что слушают. Вопросов из зала практически нет. Скука...

Думаю: чего я здесь делаю и зачем меня сюда пригласили? Дождался, когда дадут мне слово, и начал так: "Печатные СМИ должны понять, что СИСЬКАМИ тираж не сделаешь. СИСЬКИ надо отдать интернету". Тут народ сразу оживился, стал внимательно слушать и в конце выступления засыпал меня вопросами, так что спикеру пришлось мой бенефис прервать, ввиду того что за мной еще должна была выступить вице-премьер Ульяновской области, а ей на выступление уже не хватало времени. 

Тезисы моего доклада можно посмотреть под катом. А вывод был таким: печатные СМИ еще понесут потери, но выживут, если поймут, какого читателя им надо сохранять, и правильно перестроят свою работу. 

А я в перерыве познакомился с легендарным Ясеном Засурским. Это папа российской журналистики, 42 года подряд был деканом журфака МГУ. Ясену Николаевичу 82 года, а он еще полон энергии. Спросил, не буду ли я возражать, если он использует мои тезисы в своих лекциях? Я чуть не лопнул от гордости.

ДОКЛАД: "Меморандум Мердока. Или семь действий, которые надо выполнить печатным СМИ, чтобы не повторить судьбу мамонтов".

Медиамагнат Руперт Мердок: У газет, напечатанных на бумаге, нет никакого будущего, поэтому они пропадут уже в ближайшие годы.
Мы можем посмотреть на это как на маркетинговый ход. Сбить цены на печатные СМИ и скупить их по –дешевке.
Но если не рассматривать эту версию, а отнестись всерьез к меморандуму Мердока.
Печатные СМИ теряют подписчиков и тиражи падают.
Андрей Мирошниченко в своей книге «Когда умрут газеты» назвал  дату смерти СМИ: «Печатные СМИ вымрут в период с 2013 по 2025 год.

Человек, который не читает газет/журналов. Вообще! Редкость? 20 лет назад – невозможно представить Сегодня – это нормально. Мы уходим в онлайн. Интернет. Сегодня почти каждый второй в России пользователь (те, кто заходит хотя бы 1 раз в месяц). Если темпы роста сохранятся, то 2015 каждый будет юзером. Какие шансы у печатных СМИ?
Я провел опрос: «Читаете ли вы печатные СМИ?». В ЖЖ. Это очень активные пользователи интернета. Это не те, кто заходит 1 раз в месяц. 130 человек.

Совсем не читаю
42 (32.6%)

Иногда просматриваю бесплатные газеты/журналы
27 (20.9%)

Время от времени покупаю в газетном киоске
36 (27.9%)

Регулярно покупаю газеты/журналы
17 (13.2%)

Я подписан на газету/журнал
7 (5.4%)

То есть, 54% - не читают или читают только бесплатные.
28% – иногда покупают. Эти могут завтра и бросить покупать.
19% - преданные читатели., несмотря не то, что сидят в блогах, соцсетях, есть доступ к свежей информации.

Как удержать эти 46%? Тот же Мердок в 60-х сформулировал для СМИ принцип "Три С": секс, спорт, скандал. Это работало. Сегодня все это в сети: еще больше, еще быстрей и еще горячей чем в СМИ!

В Ассоциации PRОБИЗНЕС  владельцы бизнеса и топ-менеджеры, которые работают с таким инструментом как ПИАР. Они тоже все больше уходят в онлайн. Хотя мы все понимаем, что сегодня ценность печатной публикации выше электронной. Мы заинтересованы в том, чтобы СМИ выжили. Для нас это инструмент продвижения.

Кто еще заинтересован?
1. Бизнес, весь - от малого до крупного.
2. «Традиционалы» - чашечка кофе шуршание бумажных страниц.
3. Песионеры - тоже традиционалы, но поневоле – нет компьютера и сети. Если есть – то быстро входят во вкус.
4. Люди, которые отбывали срок в местах заключения. У нас за последние 20 лет отсидело 20 млн. человек. Как минимум треть из них инфицирована вредной привычкой читать бумажную прессу.
5. Есть люди, которым просто трудно читать с экрана, глаза.
6. Нет времени сидеть в сети, искать информацию. Профи, заняты, а вот журнал проф-й – дайджест важных материалов.

То есть, аудитория есть. Что делать, чтобы ее не потерять?

Семь пунктов:
1. Уходить от желтизны. Мердока называли «королем сисек». Сейчас каждый сам себе король: ВКонтакте, в ЖЖ и в прочих сетях. Известный блоггер Тема (Лебедев) каждую пятницу выкладывает очередные реальные сиськи реальной блогерши. Интереса ровно втрое меньше, чем когда Тема, например, выкладывает фотографии своей квартиры. То есть, оставьте сиськи интернету.

2.Достоверность фактов. Мы прощаем интернету ложь, т.к. относимся к этой иформации с допуском. Но ожидаем от СМИ, что там проверяют факты. Куда вам спешить? Все равно впервые о сенсации мы прочитаем в сети. От СМИ мы ждем подробностей, взвешенного анализа.

3. Убрать «джинсу». За свои деньги читать плохо скроенные рекламные тексты? Это обидно! Мы голосуем рублем и ногами.

4. Профессиональные издания и профессионалы в СМИ. Это всегда будет работать и это не умрет.

5. Грамотность и правильный язык. Не надо подражать сети. Вы бы еще начали писать на падонском языке.

6. Авторские колонки. Вот здесь надо брать лучшее в блогах. Не надо вымучивать себя. Здесь живой язык и узнаваемое лицо. Популярные блоггеры могут вести в печатных СМИ авторские колонки.

7.Цена. Когда цена журнала сопоставима с билетом в театр или с ценой на книгу, выберут не журнал. Как издатели смогут выкрутиться здесь, я не знаю. Но желаю им не повторить судьбу мамонтов!

Заходят в интернет 1 раз в месяц!? Это пользователи?

Ну да, это не жж-юзеры ))

Я вдруг поняла, что являясь главредом печатного сми, практически не читаю печатные сми.
Для своего журнала вижу только один путь - стать бессмысленным в онлайне или сильно выигрывать в печатном виде.

Это не один, а целых два пути ))

Айпад потихоньку тоже убивает печатные СМИ.

Очень толковый доклад (судя по тезисам)!
Толя, поздравляю, это успех! :)

О да, я крут ))
Спасибо, Инна!)

Пункты один, два и пять.
Вы чертовски правы.
На самом деле, не хотелось бы, чтобы печатные издания пропали совсем.

Нет, совсем не хотелось бы. Уйдет целый пласт нашей культуры.

Через 3-4 года планшеты будут У ВСЕХ.
Пристойные сетевые СМИ уже есть.

Делайте выводы.

Телевизоры тоже есть в каждом доме, но в кино-то мы ходим...

я правильно понял, что среди восьмидесяти участников на этом круглом столе профессионалов-практиков из печатных СМИ не было вовсе?

Не совсем так. Там был Засурский, был зам.главреда журнала "Журналист" и какой-то зам. главы Роспечати.

Ух ты! Засурский ещё жив!
Мне он представлялся древним, как Мафусаил))

Он реально древний по годам, но живой, бодрый и с юмором.

Хорошее начало доклада! И вообще интересная тема.

Тема такая, что если рухнут печатные СМИ, то следом пойдут и печатные книги.

Соглашусь с пунктом 2 и 4. А вот остальное... Желтизна всё равно будет - на неё до сих пор есть спрос как в Интернете, так и в газетах-журналах. Бабушки на лавочках любят не только Зинку с соседнего подъезда пообсуждать. Увы, это наша реальность.
Джинса тоже будет. Здесь проще холить и лелеять высококлассных джинсовиков, которые будет печатать такие материалы, что не вызовут отторжения. Для остальных пусть существуют бесплатные газеты и журналы.
Грамотность необходима, а вот что подразумевается под правильным языком? Сухой лаконичный стиль делопроизводства? ну уж увольте! Я и так уже почти 3 года занимаюсь переводом с казенного языка чиновников на более-менее удобоваримый для простого зрителя. Новости а-ля 760-80-е прошлого столетия меня тоже не устраивают. Но и формат НТВ брать не хочу.
С популярными блоггерами тоже была бы осторожна. Не все те, кто в топе, действительно интересны.
А цена... Цена в регионах (говорю за то, что знаю) зависит от рекламы. От нее никуда не деться. Но та реклама, что сейчас, в том формате, что сейчас, многих раздражает. Большинство относится к ней как к злу, но злу необходимому. Но пока рекламодатель не воспитан, пока он хочет запихнуть ВСЁ в одно маленькое объявление (впихнуть невпихуемое), всё останется на своих местах. У нас почти 70 лет с лишним не было рекламы, кроме пропагандистских плакатов и всё тех же объявлений. До западного рекламодателя и рекламщиков нам еще расти.

Коментарий тянет на целый доклад ) В следующий раз порекомендую вас в качестве выступающего на круглый стол )

Численность РФ = 149 млн., а пользователей сети интернет в РФ = чуть более 50 млн. (но цифра растет!). Даже в мегаполисах не все пользуются интернетом в виду отсутствия возможности (бедность и незнание компьютера). Я пользуюсь интернетом более 10 лет (благодаря работе и учебе в ВУЗе). Но до сих пор выписываю некоторые приложения "Коммерсанта" БЛАГОДАРЯ напоминаниям менеджеров по эл.почте, которые присылают квитанцию на оплату, ибо печатным новостям доверяю больше. Оплатить в банке по пути на работу мне несложно, копию скана отправляю обратно по эл.почте - и, вуа ля! Читать в компе журналы и книги мне не нравится! Да, на работе выписывают периодику -Российская газета, например, и специализированные для отделов. Люблю бесплатные газеты (без них в домашнем быту, как без рук )))

Спасибо! Это хорошее подтверждение мысли, что печатные СМИ еще нам нужны )

(Deleted comment)
"каналья Мердок явно недоговаривает чого-то..."

У него уже есть концепт того, какими должны быть печатные СМИ. Теперь он ждет банкротства СМИ, чтобы взять их даром, а потом снова поднять тиражи...

Толя, я тобой горжусь, правда.
ты умница.

А ты не только умница, но и красавица, что бывает крайне редко )

Толян, молодец!
Дави. Дуй до Горы!
Это очень ценно, что ты опросил ЖЖистов.
ЖЖ сила, еще не прочувствованная, до конца не понятая, меняющаяся …
Первые автомобили были похожи на кареты. И ЖЖ был похож на газету и книгу, сначала.
А сегодня вижу авторов с постоянным составом читателей в 5000 человек.
И 200-300 с ним ежедневно обсуждают его новые рассказы.
Что из это получится?
Не знает никто…
Короче, молодец.
Знай наших!
ЗЫ.
Я не горячусь?
Ты еще наш?


"Ты еще наш?"
Если только ты не имеешь ввиду кремлевских "наших"... ))

хорошо бы семь пунктов применить и к телевидению...

впрочем последние недели две меня бесит реклама на ютубе.
какое-то взаимопроникновение - по телеку говорят про блоггеров, в интернете активизируется реклама которую хрен выключишь...