В Форосе

micoff


Анатолий Мигов

Хроники острова Крым


Previous Entry Share Next Entry
Я ходил по Арктике под парусом
В Форосе
micoff
Пожалуй это было самым авантюрным приключением в моей жизни - пойти на маленькой 9-метровой яхте в Северный Ледовитый океан.
Я тогда жил в Якутске и работал заведующим отделом культуры и спорта в республиканской газете. Летом 1988 узнал, что якутские яхтсмены собираются пройти из Якутска по Лене до полярного порта Тикси, а потом - в устье реки Индигирки через море Лаптевых и Восточно-Сибирское море.

Как я попал в эту команду - это отдельная история. Команда была давно сформирована - 6 человек, матерые яхтсмены. А я до этого яхты видел только на картинках. Но меня взяли седьмым, правда с условием, что буду я простым матросом, а пассажиры, хотя бы и корреспонденты, там никому не нужны.

94.36 КБ

Две тысячи километров по вниз по Лене от Якутска до Тикси. Потом 500 морских миль через Янский залив моря Лаптевых, через пролив Дмитрия Лаптева, Восточно-Сибирское море, а затем в устье Индигирки и вверх по реке до поселка Чокурдах.

Попасть в Арктику туристу даже при большом желании очень трудно. А уж на яхте - вообще немыслимо. Это пограничная зона, нужны специальные разрешения. Последние паруса здесь видели в начале ХХ века - русская полярная экпедиция барона Эдуарда Толля. Почти половина участников этой экспедиции, в том числе и сам Толль, погибли.

21.33 КБ

А мы выщли в Арктику не как туристы, а как участники "военно-патриотического мероприятия, посвященного 350-летию прихода полярных моряков на Индигирку". Вот под это идеологически правильное мероприятие нам дали добро.

Идигирку открыл в 1638 году русский казак Иван Ребров. Он прошел точно тем путем - из Якутска в устье Индигирки - который повторили мы. Только Ребров с товарищами шел на кочах - деревянные одномачтовые парусно-гребные суда, длиной до 20 метров. Поход Реброва занял пять лет, а мы повторили его путь за месяц. Кроме Индигирки Ребров открыл реку Оленек и первым прошел по проливу, соединяющему море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Сегодня этот пролив носит имя Дмитрия Лаптева, хотя "открыл" его Лаптев ровно через сто лет после Реброва. А Индигирка в переводе в с эвенкийского - "собачья река". Среди местных жителей - эвенков - ходили предания, что раньше на этой реке жили люди с собачьими головами.

95.29 КБ

На стоянке перед переходом Полярного круга.
Яхта "Айвенго", серия "Картер-30". Одномачтовая океанская яхта. Конструкция американская, построена в Польше - поляки в начале 80-х выкупили патент и поставляли яхты в СССР в обмен на долги. Длина 9 м, ширина 3 м, шесть спальных мест. Корпус из пластика. Во время перехода по Лене мы на скорости врезались в буй, корпус затрещал, но выдержал.

52.28 КБ

Картер -30 - отличное, крепкое судно. За все время с ним случилась только одна неприятность: сломалось крепления гика - это горизонтальное бревно, на котором крепится основной парус - грот. На снимке видно, что на мачте нет никакой оснастки. Это как раз тот момент, когда мы встали на ремонт. Отремонтировались своими силами за три часа.
Сегодня такую б/у яхту, построенную в середине 80-х, можно купить за 50 тыс. долларов.

81.46 КБ

Это место называется "Ленская труба". Последний участок реки перед выходом в устье. Берега сужаются до одного километра, по берегам крутые скалы, ветер и сумасшедшая скорость течения. Место дикое и безлюдное, на десятки километров ни одного живого существа.
Фотка цветная - это я сканировал со слайда. Цифровиков тогда еще не было, снимал старым, добрым "Зенитом".

53.37 КБ

На вахте Ваня Гринкевич и Лиля Кислова - якутка, единственная женщина в команде. Вахта - 4 часа. При встречном ветре надо идти галсами - зигзагами от берега к берегу. Все время работаешь с парусами, устаешь жутко, но и ощущения непередаваемые - адреналин через край.

87.87 КБ

А это я - слева, и наш кэп - Леня Хальфин. Форма одежды - рыбацкие "непромоканцы" поверх дубленки. Арктика - в начале августа температура почти минус, ветер и периодически накрывает волна.

93.83 КБ

Ночь в заполярье. Солнце практически не заходит, облака тяжелые, низкие, едва не задевают мачту.

63.20 КБ

Могила матроса Трифона Носова на заброшенном булунском кладбище. Это как раз перед входом в Ленскую трубу. Дальше до самого Тикси никто не живет. Раньше здесь был богатый поселок Булун, потом люди перебрались на другой берег Лены, построили поселок Кюсюр. А на месте Булуна осталось старое кладбище. Ребята из команды, которые бывали здесь раньше, рассказывали, что на краю кладбища долго жил старик, который отказался перебираться в новый поселок. Имени его никто не знал, но все называли старика "Король". Наверное потому, что он был полным властителем Булуна, и еще потому что у него был суровый нрав. Старик ухаживал за кладбищем. А когда он умер, кладбище заросло кустами, могилы разграбили мародеры.

Памятник матросу выполнен из гранита в виде судового колокола - рынды. Третий кочегар, матрос Трифон Носов был участником русской полярной экспедиции барона Эдуарда Толля. Барон Толль отправился в 1900 году из Петербурга на яхте "Заря" искать легендарную землю Санникова. Экипаж состоял из двадцати человек. Одним из них был будущий адмирал Александр Колчак, он исполнял в экспедиции должность гидрографа.
Трифон Носов скончался от гангрены в возрасте 26 лет. Оставшиеся в живых участники экспедиции изготовили памятник в Петербурге и привезли на могилу матроса.
Меня лично эта история поразила. Представьте себе Якутию, где на тысячи километров глушь и дикость, где нет железной дороги, а вначале века не было и самолетов. И вот люди, даже не родственники, заказывают памятник, авторской работы, и везут его в эту глушь, чтобы поставить на могиле простого кочегара.

88.62 КБ

А это памятник Якову Санникову на том же заброшенном булунском кладбище. Нет, это не тот Санников, именем которого названа не найденная до сих пор земля. Это его прямой потомок, булунский богатый купец и промышленник. Он помогал деньгами, продовольствием и собаками всем знаменитым полярным исследователям своего времени: адмиралу Анжу, барону Толлю, доктору Бунге, Фритьофу Нансену. Король Швеции наградил Санникова золотой медалью, а российское правительство присвоило ему звание почетного потомственного гражданина России.
Памятник Якову Санникову был привезен из Москвы. В гранит была вставлена дорогая икона и корабельные часы. На фото видны места, где эти предметы когда-то были, но их украли кладбищенские мародеры. А сейчас, думаю, кладбище совсем заросло кустами и деревьями и увидеть эти памятники можно только на фотографии.

76.77 КБ

Это остров Столб посреди Лены. Сразу за Столбом река делится на десятки больших и малых проток. Мы пошли направо, по Быковской протоке - в бухту Тикси. В Тикси неделю ждали благоприятной ледовой обстановки и приемлемой погоды. Капитан порта выпуская нас предупредил: "Если что, вас вывезем вертолетом, а яхту придется бросить". Правда и он и мы понимали, что "если что", надежды на спасение минимальны, так в ледяной воде Арктики больше 20 минут не продержишься, а на связь мы могли выйти только два раза в сутки.

Но "если что" с нами не случилось. Хотя попали в шторм и двое суток подряд волны били и кидали яхту с борта на борт, и я пару раз поблевал с борта в океанскую воду. А потом мы попали в неизвестно откуда взявшиеся льды, и всю ночь осторожно на малом ходу лавировали среди льдин. Но все же через 84 часа мы благополучно вошли в устье Индигирки и там, не зная фарватера, сели на мель. Но это было уже не страшно, часа через три нас вытащил лоцманский катер и провел через запутанный фарватер на глубокую воду. А оттуда до Чокурдаха было рукой подать.

Э-э-э-э-э, получается, что Вы путешествовали в 88-м? А мне довелось в тех краях побывать в 90-м. Студентом был тогда, прикладная мат-ка, 2-й курс окончил. Вместе с друзьями второй сезон у геологов простым работягой работал.
В якутской тундре мы сплавлялись по притоку Лены - Ээкиту. Забрасывали нас как раз из Тикси через Кюсюр на вертолёте. Помню - сели на ленском острове. Я смотрю на реку и восхищаюсь двухкилометровой шириной потока. А лётчик меня поворачивает на 180 градусов и я вижу другую протоку - берега не видать вообще.
Очень классно там в якутской тундре. Очень сильные воспоминания. Спасибо Вам.

Edited at 2009-09-29 09:32 pm (UTC)

Ну значит мы в одних местах бывали. Тогда вы понимете, какое впечатление производит на человека эта дикая красота и немыслимые просторы, которые горожанину даже трудно представить. Мы когда шли по Лене, проходили местами, где от берега до берега десятки километров. Острова, острова, а берегов не видать. И людей тоже, можно сутки идти и никакого признака жизни по берегам.

Ёлки!!!! Как же классно!!! Вот бы про такое смотреть в "телике" ,а не про ментов и кто там с ними. А какие люди....
Только ,я знаю,у вас там страшно мёрзли руки!!)))

Ну да руки мерзли, да и вообще непривычно, чтобы летом так холодно. В Якутске там летом жарко, до +40 в тени.

(Deleted comment)
И мне жаль. Но такая была аппаратура - что на снимке получается сразу не видишь: надо пленку проявлять, потом печатать - проявитель, закрепитель... Была бы цифровая камера...

Красота. Такое запоминается на всю жизнь одним из самых ярких впечатлений. Надеюсь на продолжение. С удовольствием почитаю еще про этот поход: что ели, как боролись с морской болезнью.

Спасибо. Может быть напишу еще продолжение, здесь-то старался сокращать, за кадром многое осталось...

Ходить под парусом в тех местах и сейчас...это!
В Заполярье бывал. Всегда испытывал большое уважение к людям, там работавшим. А вот как храним память об этих людях? Горько видеть такое состояние памятников.
За всё спасибо!

Мне тоже обидно было за памятники. Как раньше люди относились к памяти, и как сейчас.

А мне посчастливилось "ходить" по Арктике на самой большой "яхте"))- атомоходе "Арктика", а чкть было не попал в участники ее знаменитом похожде на Северный полюс, но меня урезали)) из нас двух взяли одного (напарника), поскольку прибыло народу что даже "Арктика" потонет)
Он тоже получил соотвествующий диплом и медаль полярника), хотя конечно такой "подвиг") не сравним с походом на северный полюс на лыжах, да даже и с описанном Вами мероприятием. Но тем не менне интересно и ему было и рассказы, фотки его были интересны.

Ну тогда вы видели много больше меня, мы-то ведь шли по краешку Арктики, чтобы не дай бог, не попасть во льды.

Здорово. Красиво. А я однажды тренировал команду, идущую на поиск земли Санникова. Экспедиция Бенетта 2003: http://nasumor.narod.ru/benet03/chron.htm

Я посмотрел, далеко ваши ребята забрались.

(Deleted comment)
В Ленске мне побывать не пришлось, а в Мирный я пару раз приезжал в командировку, также был в Удачном, приезжал туда на ГОК.
А вода летом в Лене очень теплая, тем летом, мы пока шли по Лене, купались постоянно, даже уже за Полярным кругом.

Интересно, с удовольствием прочла. Особливо впечатлила история о Булунском кладбище. В Якутии не была, а в Заполярье,на севере Тюменской жили много лет.Буду ждать продолжения!

А я родился в Тюмени, прожил там первые 10 лет своей жизни.

Блин. Я бы тоже сплавал... Обожаю все северное... Норвегию например)))

В Норвегии я еще не бывал, говорят, красиво.

Действо... достойное ГОРАЗДО большего, нежели уважения!
Снимаю... шляпу! В 88-м я бороздил Балтику и Сев.Европу... что отнюдь не Арктика но тоже перепадало! Знаю!... Жму руку!

Спасибо, жму взаимно!

Здравствуйте Анатолий,
Скажите пожалуйста, сохранились ли у вас еще фото с этого похода? Было бы интересно взглянуть и показать отцу.
Я сын Леонида Хальфина.
Илья

Привет, Илья!
Неожиданно было получить от вас сообщение. И очень приятно узнать, что вот можно Леониду передать привет и вообще что-то о нем услышать. Мы ведь с ним с тех пор, с 1988г. никак не пересекались. Огромный привет ему, ваш отец замечательный человек!
Еще фото у меня сохранились, качество, правда, не очень- и время прошло и проявлял в кустарных условиях.
Я сейчас в Ярославле, домой вернусь 19 декабря, постараюсь выбрать хорошие фото, отсканирую и выложу в своем блоге или еще где-то.

Матросу с яхты АЙВЕНГО

Мигов, ты ли это? Привет! Возник,как джин из бутылки. Огромное тебе спасибо за неожиданные воспоминания, а также и за добрые слова в мой адрес. Мне трудно поверить сейчас в то, что мы вытворяли, я даже рассказывать перестал: люди начинают ухмыляться и зевать: ладно, мол, морские рассказы Конецкого мы тоже читали!
Тем не менее, подборку всех твоих газетных репортажей в "Молодежке" моя жена до сих пор бережет.
Узнал от Илюхи о тебе, и поспешил откликнуться. Хоть и живу уже 16 лет в Канаде, но все время бываю в Москве.
Публично тебя хвалить не буду, возьми мой e-mail у Ильи, свяжемся.
Не промочи ноги!
Леонид.

Re: Матросу с яхты АЙВЕНГО

Привет, Леня!
Ужасно рад тебя услышать, не ожидал, что мы с тобой еще пересечемся, но надеялся на это.
Твой Илюха пропал, мейла твоего у меня нет. Пиши мне на мейл migov@probizness.ru

Вообще меня в сети найти легко, у меня есть два сайта: http://probizness.ru/ и http://migov.ru/.
Живу я последние 5 лет в Питере, а до того 8 лет жил в Москве. Ну, ты помнишь, что я всегда был легок на подъем )) В Москве бываю часто (вот сегодня оттуда прилетел в Ульяновск), встретимся )


Edited at 2011-12-15 01:38 pm (UTC)

Да уж!Вам есть что вспомнить. Последнее время мне что-то очень хочется услышать скрип мачты над головой или что там у яхты скрипит, хотя воды боюсь о-чень:))Правда, современные яхты всё больше на огромные моторные лодки смахивают.

Edited at 2012-02-06 10:22 am (UTC)

Анатолий, о гидрографе экспедиции Толля - Колчаке очень толково написал сегодня мой однокурсник Роман Днепровский вот здесь: http://dneprovskij.livejournal.com
В Иркутске поставили ему памятник.

Я тоже бывала за полярным кругом, в 1988 летом, 2 месяца. Нумги. северный городок, в котором мужское население преобладает, а мы - женский стройотряд - приехали детский садик штукатурить))
Однако, яхта в те времена!!! респект и УВАЖУХА!

Значит мы с вами в одно время на севере были )

скопипастил материал в свой тревелог (http://dorogadomoj.livejournal.com/125944.html?view=380152#t380152) со ссылками, читатели спрашивают, какой это был год. Буду рад, если сами там ответите...

Шикарно!!!
Я бы тоже так хотел.

Если получится найти таких чокнутых )))

Вот это да! Это сильно!

Ну да, неординарная турпоездка была ))

Охренеть. Почему я никогда не заходил на заглавную вашу страницу и не видел сей блестящий текст...

Спасибо! Славное было путешествие )

УХ, как..., когда, и на чём.... дар речи потеряла!
НИЧЕГОСЕБЕ :) с интересом прочитала.
И да, истории с этими надгробными памятниками, поразили меня.
Спасибо, что выложили это тут!

А заглянула я, по тегу - Арктика.
Я вот не была в тех краях, но в июле 2012 написала много постов о ЗФИ, так получилось невзначай ;) начало ТУТ
Думаю что вам будет интересно это на досуге почитать, ну, если не читали это ранее.
А недавно, в гости по этому тегу наведался аж настоящий/действующий - Капитан Атомохода... :)
У него, классный материал в его блоге!

Из серии "Как молоды мы были..." ))

Потрясающе!
Какое богатое прошлое...

Прониклась уважением)

Посмотрела комментарии - вот это удача! нашли вы с Леонидом друг друга)

Небывалая удача )

?

Log in